Отправлено: 25.06.19 11:07. Заголовок: Как путешествовали с детьми во времена мушкетеров.
Вопрос возник в ходе обсуждения одного их фиков. В русскоязычном Гугле не нашла ответа, зато нашла массу отсылок к фильмам советского и российского производства. (Хилькевич и Жигунов). Оффтоп: Можно подумать, что все остальные 150 экранизаций на тему мушкетеров прошли мимо российских любителей книги.)) Насколько к середине 17 века использовались наемные экипажи, и вообще, существовали ли подобия регулярных почтовых рейсов?
Насколько к середине 17 века использовались наемные экипажи, и вообще, существовали ли подобия регулярных почтовых рейсов?
Да. Я уже давно собираюсь скомпилировать пару фрагментов из Маня и из Кармоны на эту тему, так что очень удачно вышло. Вот Мань:
цитата:
“Дороги эти шли от границ государства, от портов, из провинций, из предместий, и по ним в сторону столицы двигались длинные повозки типа дилижансов с пассажирами из разных краев, тяжело нагруженные телеги, почтовые кареты и громадные обозы поставщиков продовольствия для парижан.”
“Эроар 23 сентября 1619 г. сделал запись, из которой явствует, что Людовик XIII, проводив в карете свою сестру Кристину, отправлявшуюся в Пьемонт, на обратном пути в Париж сел в обнаруженный им на амбуазском мосту «дилижанс», многоместный дорожный экипаж, служивший тогда общественным транспортом, вытеснил с места кучера и галопом домчал этот рыдван до Онзена.”
Эмиль Мань, Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII
Отправлено: 25.06.19 13:30. Заголовок: Слесарь и кондитер н..
Слесарь и кондитер не угрожали чьему-либо существованию. Кучер мог стать и коллективным палачом, учитывая приспособленность экипажа к королевским скоростям.)
Генрих IV поддерживал развитие общественного транспорта: грузопассажирских барж (coches d'eau) и дилижансов (coches de terre). Грузопассажирские баржи это примерно то, что описано в романе "Без семьи" (хотя там речь идет о частной барже): их тащили идущие по берегу реки или канала лошади, которых можно было нанять у почтовой службы.
Обычно эти услуги предоставлялись частными лицами. Некая дама де Фонтен (дворянка, между прочим, судя по слову "дама"), открывшая службу подобного рода с тремя каретами (или дилижансами или рыдванами) в 1609-м году, в 1623-м году уже обладала крупным делом: у нее было несколько десятков экипажей (каких - не уточняется). Там же, где этим не занимались частные лица, Генрих IV распоряжался создать такие же службы на общественные средства (далеко не везде, само собой разумеется, но между Парижем и Дижоном, Бордо, Лионом и Тулузой почтовая служба гарантирована (тарифы установлены в 1627 году), так что на этих маршрутах, скорее всего, существуют и дилижансы).
Почтовые службы регламентированы: в апреле 1594-го года королевский эдикт установил первые правила общественного транспорта: ограничения на тарифы, ответственность за точность перевозок, минимальное расстояние, покрытое в течение дня, предписания, касающиеся состояния экипажей, с целью обеспечить безопасность пассажиров, и наконец, создание инспекторской службы для контроля за выполнением этого эдикта.
Дилижансы проезжают около 30 км в день: чтобы попасть из Парижа в Провен (Provins, около 90 км по современным дорогам), требуется три дня, из Парижа в Дижон (чуть больше 300 км) - восемь дней.
Водные перевозки тоже весьма развиты (хотя уровня голландских они, конечно, не достигают). Так некий Леон Годфруа (надо думать, автор одного из выходящих довольно часто путеводителей), оставив Тулузу 27 июля 1638-го года, добрался до Ларошели 19 августа - все по воде. Отмечено, в частности, что от Тулузы до Ажена он плыл на таком грузопассажирском судне и пассажиров было около 30, а в Ажене пересел на почтовый корабль, который отправлялся в Бордо в полдень каждый четверг и в понедельник. Леон Годфруа был в полном восторге от своего путешествия, но, единственная проблема - спать приходится на борту и на берег можно спуститься только на время обеда. В Кадильяке (извиняюсь, но это-таки стандартное написание) он пересел на другой корабль, добрался до Жиронды и морем, пересаживаясь в Руайане (Royen), Марене (Marennes) и Бруаже (Brouage, очень интересное место, где Ришелье пытался создать то, что Кольбер создаст в Рошфоре при Людовике XIV), добрался до Ларошели.
Отправлено: 25.06.19 13:48. Заголовок: NN , еще один вопрос..
NN , еще один вопрос: как с ночлегом? Бронировались ли места в трактирах в соответствии с количеством пассажиров в экипаже? На барже - уже понятно, а как по суше? Видимо, на ночлег все же останавливались, и для этого использовались одни и те же постоялые дворы?
Путешественник, о котором речь, был аженским буржуа по имени Ален де Вор (по-русски звучит забавно, но по-французски имя как имя: Alain de Vaurs), отправился в Париж для решения городских проблем и поэтому оставил подробный отчет о своих тратах.
Он уехал из Ажена 4 октября 1585 г. в обществе лакея. Выполняя дополнительное политическое поручение, он должен был, прежде чем выехать на парижскую дорогу, проехать до половины дорогу на Бордо, следуя за маршалом де Матиньоном (и подчиняясь его указаниям). Вот первая часть его маршрута на современной карте: https://goo.gl/maps/4MXTfL9ucFtTjSkS9
От Пор-Сен-Мари до Тоннена де Вор добирался на корабле вниз по Гаронне и там был вынужден продать лошадь. В Марманде ему пришлось задержаться на шесть дней и для того, чтобы не остаться без почтовых лошадей, он должен был нанять упряжку за четыре дня до отъезда, и все эти четыре дня платить за уход за нанятыми им четырьмя лошадьми. Т.к. вплоть до Монлье почтовых станций не было, он путешествовал, нанимая проводников по дороге.
От Монлье до Парижа было 51 почтовая станция. Полный маршрут до Парижа в статье не указан, но его нетрудно проследить через Пуатье, Блуа, Орлеан и Этамп: https://goo.gl/maps/UESTbTrDw9N6q8Wd7 В Париж он прибыл 19 октября, т.е. исключив 6 дней вынужденной задержки в Марманде, весь путь занял 9 дней (при том, что де Вор торопился).
В Париже он остановился сперва в гостинице Нотр-Дам (Logis Notre-Dame) за 30 су в день, а потом переехал в меблированные комнаты, где прожил до 2 февраля 1586 года. За два с половиной месяца в Париже они с лакеем потратили 50 экю и 30 су.
Обратно он поехал до Анжервиля на почтовых, а потом, догнав, как собирался, в пути своего соотечественника сьера де Гондрена, продолжил путешествие на носилках (haquenée): это прямоугольная или квадратная коробка, подвешенная между двумя лошадьми, которые идут цугом, одна за другой. Г-н Толен советует посмотреть на нее в словаре Виолле-ле-Дюка: https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/viollet1858/0197
До дома де Вор добрался за 13 дней.
Одна интересная мелочь: в Этамп он добрался к полуночи, и городские ворота были уже закрыты. Чтобы убедить охрану опустить подъемный мост и впустить его, де Вор вынужден был заплатить 5 су.
И, как замечает автор, между Сент-Антуаном и Бажамоном (практически в своих родных краях) де Вор был вынужден нанять проводника, иначе он не нашел бы дорогу.
Источник: Georges Tholin, Le voyage de Paris à Agen au XVIe siècle, Revue de l'Agenais, 1876, tome 3, p. 153-159.
Отправлено: 07.09.20 08:41. Заголовок: Сейчас как раз прохо..
Сейчас как раз проходит велогонка Тур-де-Франс. Ежегодно стараюсь смотреть ее, потому что это великолепная возможность посмотреть на Францию и ее дороги, если нет счастья самой путешествовать. Сейчас были Аквитания и Пиренеи. Вчерашний маршрут начинался в По.
Отправлено: 07.09.20 12:03. Заголовок: NN пишет: продолжил..
NN пишет:
цитата:
продолжил путешествие на носилках (haquenée): это прямоугольная или квадратная коробка, подвешенная между двумя лошадьми, которые идут цугом, одна за другой. Г-н Толен советует посмотреть на нее в словаре Вио
Какие роскошные носилки! Больше принцессе подойдут, чем буржуа (даже богатому) ))
NN пишет:
цитата:
между Сент-Антуаном и Бажамоном (практически в своих родных краях) де Вор был вынужден нанять проводника, иначе он не нашел бы дорогу
Отнимите у нас гугл-карты и мы тоже заблудимся в родном городе
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет